Сухие градирни (или драйкулер — англ. drycooler — сухой охладитель) применяются для охлаждения теплоносителя от окружающей среды. Например, в системах кондиционирования воздуха используется конденсатор для охлаждения воды из чиллера. Однако есть и другие области применения этих агрегатов.
Сухие градирни (драйкулеры) — эффективный и недорогой способ отвода тепла. Единственными потребителями энергии в них являются вентиляторы, и их мощность невелика. Он выделяет тепло в атмосферу, причем бесплатно.
Современные сухие градирни (драйкуллеры) отличаются надежной работой, компактной конструкцией, массой и габаритами. Так же загерметизирован — нет утечек охлаждающей жидкости. Это всё преимущества данного типа оборудования.
Недостаток драйкулеров, пожалуй, лишь один – они не могут охладить теплоноситель до температуры ниже температуры окружающей среды. Кроме того, фактическая минимальная температура, при которой жидкость может охлаждаться, равна температуре наружного воздуха плюс несколько градусов (обычно 4-6°C, но может достигать 15-20°C в зависимости от условий эксплуатации).
В системах вентиляции и кондиционирования воздуха есть два основных применения драйкуллеров — в холодильных установках, оснащённых чиллерами с водяным охлаждением, и в системах холодоснабжения, функционирующих зимой.
Системы охлаждения на основе чиллеров состоят из контура хладагента, который охлаждается фанкойлами для охлаждения воздуха в помещении.
Классические системы охлаждения включают внешний чиллер с воздушным охлаждением конденсатора. Установка чиллера снаружи требует установки труб теплопередачи в дорожном покрытии, поэтому вода может замёрзнуть в трубах или в испарителе. Поэтому такие системы часто содержат два контура теплоносителя — внешний и внутренний. Антифриз циркулирует во внешнем контуре, обычно это раствор этиленгликоля в воде. Чистая вода циркулирует во внутреннем контуре. Гидравлическая развязка между контурами достигается за счёт использования пластинчатого теплообменника.
Двухконтурные схемы с использованием теплообменников сложны в проектировании и эксплуатации, их КПД снижен. Здесь на помощь приходит драйкуллер.